Я знаю только два примера, когда отнятые у народа деньги церковь потратила не на себя, а "помогла" материально государству - когда Пётр насильственно изъял колокола, чтобы отлить пушки, и когда большевики изъяли церковное золотишко, чтобы купить хлеба голодающим.
Во всех остальных случаях церковь вела себя как загребущий феодал, обдирающий своих крестьян круче, чем помещики - против церковного управления было больше восстаний, чем против помещиков. Всеми способами церковь стремилась отхватить земли с крепостными, всасывала богатства в себя ни с кем не делясь:
В 1735 г. крестьяне села Смородинного, близ курского Знаменского Богородицкого монастыря, жаловались синоду на архимандрита и монахов. Оказывается, те превратили монастырь в публичный дом, «Архимандрит Митрофан, — говорилось в жалобе, — чинит неподобные дела, сбирает с крестьян неположенные деньги и строит на них забавные светлицы и потешные покои, держит в них крестьянских женок и прелюбодействует с ними, ездя к ним по ночам с иеродиаконом Александром и другими своими согласниками. Устраивает забавные банкеты с играми в гудки и скрипки, скачками и плясками (МУРКА? - пролетают столетия, а ничего не меняется) и ест все мясное, На монастыре построил ненужные деревянные хоромы с поземными покоями и гульбищем наверху, а лес для них заставлял крестьян привозить за двести верст».
Дальше шло описание неслыханных монастырских поборов с крестьян. Всего было выдвинуто против архимандрита Митрофана 89 обвинений.
Жалоба ни к чему не привела. Синод считал разврат монахов и грабежи обычным делом. Тогда доведенные до отчаяния крестьяне восстали. Монастырское гнездо они смели с лица земли.
Из Курска послали военную команду на усмирение, но крестьяне держались четыре года, В 1740 г. против крестьян села Смородинного снова послали военную силу. Большое село было уничтожено. Тридцать крестьян казнили после зверских пыток.
Что касается архимандрита Митрофана, то синод ограничился «отобранием подписки и добропорядочном впредь содержании себя».
Митрофан был крупным помещиком, служил раньше в армии капитаном, и все ему сходило с рук.
(«Документы и дела архива синода», т. 16, стр. 17–26).
О. Ключевский, крупнейший дореволюционный историк и автор диссертации «Жития святых как исторический источник», отмечал что «рассказы об озлобленном отношении окрестных обывателей к строителям монастырей, их опасения потерять земли и угодья не редки в древнерусских житиях». К примеру, основатель монастыря Симон строит церковь, крестьяне сжигают ее. Симон строит другую церковь, тогда крестьяне захватывают монаха и просьбами, угрозами и даже пытками стараются выманить у него жалованную князем грамоту и наконец убивают его. В. О. Ключевский говорит, что крестьяне с большим опасением следили за деятельностью устроителей новых монастырей: «...сей старец близ нас поселился, по мале времени завладеет нами и селитвами нашими; на нашей земле монастырь поставил и пашню строит и хочет завладеть нашими землями и селами, которые близ монастыря» (См. В. О. Ключевский Курс русской истории, т. I. – С. 265-266).
Н. И. Костомаров:"монах Вассиан Патрикеев так говорил о монахах: «Вместо того, чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братьев наших, живущих в селах, налагаем на них лихву за лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязаем братьев наших бичами»"
Это отдельные примеры - на самом деле восстаний крестьян против монастырей были сотни. Хуже церкви грабителя для народа не было - как только село переводили из казённого состояния в монастырское, так поборы увеличивались в 4...8 раз.
Такой вот материальный "вклад" церкви в историю России.