12 ноября 1930 р.
Совершенно секретно
На сегодняшний день ОДТО ОГПУ Казатин отмечает ряд недовольств и суждения рабочих, а также служащих антисоветского характера по вопросу семейств кулаков, где рабочие и служащие по этому вопросу говорят: в данное время производится мероприятие Соввласти (выселение семейств кулаков), но это мероприятие не как единовременная мера, а это будет продолжаться до того времени, пока не выселят более половины честных людей, и пока народ станет уже совершенно погибать. Вот скоро будет такое же самое мероприятие как в данное время, начнут других честных людей выселять, а это видно из того, что в марте месяце сего года выслали головы семейств, а теперь выселяют их семейства.
Также отмечены высказывания со стороны рабочих и служащих, которые говорят, [что] помещики давно бы пришли в СССР, но они хотят сделать выдержку, чтобы рабочие и крестьяне еще более набрались горя и когда они придут в СССР, то рабочие и крестьяне Соввласть защищать не будут, а каждый будет рад, чтобы больше большевиков не было...
По этому вопросу стрелочник ст. Полонное ХОПАЛЮК высказался: «Кругом беда и больше нет ничего, высылают бедных людей с малыми детьми, а старших детей оставляют на произвол судьбы. Это разве Соввласть хорошо делает, этого не было при царизме, что теперь творится и что смотрит Центральная власть, раз выселяют, то всех нужно выселять, но нельзя отрывать детей от родных».
В связи с вышеизложенным, ниже приводим остальные высказывания, имеющиеся среди рабочих и служащих.
РАБОЧИЕ: Слесарь вагон[ного] цеха ст. Шепетовка «ВАСИЛЬКОВ»: «Для перевозки картофеля вагонов нет, а для перевозки дядьков так есть, везут кулаков, дети босые и голые, плачь, несчастье, даже смотреть невозможно. Власть даже не смилуется над людьми и ни за что не обращает внимания, на зиму разоряет людей и куда-то выселяет, вообще на эти бедствия смотреть нельзя, ну и дождались свободы».
Слесарь депо Казатин СИХНЕВИЧ: «Скажите Вы мне, [что] это делается, я не понимаю и что Власть делает? В настоящее время не хватает вагонов для перевозки грузов, рожь лежит на рампе под открытым небом и пропадает от дождя, а они возят кулаков на Соловки, раньше нужно было перевезти то, что для нас необходимо, а не кулаков вывозить».
Кондуктор ст. Шепетовка СТЕПАНЮК: «Смотрите как уничтожают людей и как они их мучают, позабивали люки, взяли на пломбы, скот и тот в лучших условиях везут, хотя открывают дверь, а это позабивали двери, все равно как каких арестантов везут, они думают, что они будут работать, но им уже все равно, когда они отдали свое хозяйство, чтобы его уничтожили, а сами пошли с своего села, то они уже здесь теперь ничего не будут делать».
Машинист депо Казатин АНДРИЕВСКИЙ: «Смотрите что делается в этих эшелонах, в которых отправляют семейства кулаков, там плачь и рыдание невинных детей и женщин, кроме того, в вагонах стоит охрана стрелков и даже воды этим бедным деткам не дают, на них наставляют штыки, вот так и свобода».
«Вообще много тысяч детей и женщин невинно погибнет. А посмотрите рабочий стоит у станка тоже полуголодный, разве это порядок. Вот я теперь еду с поездом и беру один сухой хлеб, а как раньше было когда ехал с поездом я брал с собою курицу или жаренного поросенка, да еще бутылку водки, вот тогда была жизнь для рабочего, а не теперь.»
Рем[онтный] рабочий ст. Демчин БОЙДУК: «Выселение кулаков это божье наказание и Вы, люди добрые, никого не слушайте, все пройдет, Вы только богу молитесь и переживете это время и тогда будет хорошо, все исчезнет, останутся только те, кто в бога верует и не пойдет за большевиками».
Стр[елочник] станции Шепетовка НЕСБРЖИЦКИЙ: «До каких нас так будут мучить и за что этот народ так страдает, за что этот народ так страдает, за что невинных людей в Сибирь выселяют».
Кондуктор ст. Шепетовка СТЕПАНЮК: «Видите теплушки, это на погрузку людей и для чего они так делают, что никто ничего не знает, это ни больше, ни меньше – так хотят уничтожить людей, а то нет где девать евреев. Они раньше занимались торговлей, теперь торговли нет, работать на завод идти не хотят, а хотят только носить портфели, то теперь сделали так, чтобы выслать мужиков на мучение, а евреям дать хорошую службу. Посмотрите везде на заводах, где самая грязная работа, там работает русский, а зайдешь в контору, там одни евреи с портфелями, а русского рабочего никуда не выдвинут».
Сторож лесн[ого] склада ст. Мирополь ЛЫСЬКА: «Это еще не конец, что выселяют семейства кулаков, скоро будут выселять еще много мужиков, а останутся только одни жиды и дурные лирныки, которые будут работать на жидов».
Стрелочник ст. Казатин ГАЛЯС: «Соввласть своими мероприятиями погубила тысячи самых лучших культурных крестьян-хлеборобов. Этих людей посчитали кулаками и вывезли на явную гибель, а сейчас посмотрите какой вой и рыдание происходит в селах, забирают маленьких детей и жен этих кулаков и везут тоже на смерть, эти невинные дети погибнут, они босые и голые, что делается то – нет возможности удержаться от слез, нужно плакать и это нужно поместить в историю жизни человечества, что проделывает Соввласть над крестьянством».
Заведующий Околотком ст. Калиновка БОЙЧУК: «Разве это кулаки, которых выселяют целыми эшелонами. Это не кулаки, их уже нет и в помине – это тот несчастный люд, на которого кто-либо накляузничал или разве это вредный элемент – ничего подобного. Это самые честные труженики, за спинами которых блаженствовали и блаженствуют коммунисты. А вот Вам еще один пример, вагонов под хлеб нет, а для перевозки крестьян-мучеников есть».
Конторщик Груз[овой] кассы ст. Винница ЕСЕМЕНТОВСКИЙ: «Смотрите, что твориться и что делается, кого они выселяют и неизвестно куда, ведь эти люди с первых дней революции до настоящего времени их же кормили и поили, а также приносили пользу, а за это над ними издеваются, какое положение и нас ожидает если не сегодня так завтра».
Сц[епщик] вагонов ст. Шепетовка КОВАЛИК: «Вот где плачь и рыдание, по- моему, Соввласть делает неправильно, что выселяет семьи кулаков с малыми детьми, детей нужно было бы отдать в приют и перевоспитать в советском духе, и с них была бы польза».
Телеграфист ст. Бердичев ДРАЧУК: «Вот выселяют семейство кулаков на север, которых выселять не следовало бы и вообще – трудности, имеющие место, не в самом крестьянстве, так как крестьяне политики не знают, они в ней не грамотны и в ней не понимают».
СЗ ст. Казатин ГОЛОВИН и Заведующий Околотком ЗАХАРЧЕВНЫЙ: «Какая жуткая картина с выселенными семействами кулаков, они находятся битком набитые в вагонах, выглядывают только детские головки в вагонах, сильная вонь и не хватает воздуха, открывается только одно окошечко-люк, но такая спертость в середине, что они задыхаются, дети мучаются даже имеются больные и не кто на это не обращает внимание, какая масса их перевозится. Сейчас хуже, чем воинские перевозки, наверное что-то есть, что их вывозят, но условия должны быть лучшие, это все наверное за старые грехи».
Счетовод Н. Ф. БУРЬЯНОВСКИЙ и монтер СЦБ ГОЛАНСКИЙ: «Печальная картина как там этот народ стонет, выглядывают через люки только одни дети, разве дети доедут, по дороге позамерзают, как пристукает их там мороз. Это тех выселяют, что они в трудную минуту поддерживали Красную Армию, и у них было что взять, а у бедноты тогда ничего не было, а у этих что выселяют кое-что было, так позабирали, я так и думал, что ликвидируют кулака как класс – значит конфискуют все и сделают с него пролетариата, а тут всех позагоняли в Сибирь. Жестоко выселяют на зиму, причем здесь дети, где они там найдут своих отцов или квартиры, чтобы перезимовать, там на месте где-нибудь и позамерзают».
СП. Кодня, ПЫШКАЛО: «Где теперь они видят кулаков, их уже давно раскулачили, а теперь уже взялись за середняков, я знаю некоторых крестьян, что они никогда кулаками небыли, а их теперь выселяют, ведь это форменное издевательство, истребление народа, если за границей арестуют одного два революционера, то кричат, что там белый террор, а какого хуже террора нужно, как эти высылки, посмотрите – сколько людей гибнет не за что, разоряют семьи и все их хозяйство, разве в свободной стране это можно делать, этим они подрывают доверие и всякую симпатию к Соввласти, потом что видно, что не то выходит как обещают.
Я был в селе Закусиловке, когда выселяли эти семейства, то не мог смотреть на это, гонят их под конвоем как преступников, это ужас до чего доводят население, вот тебе и Соввласть».
На основании вышеизложенного констатируем, что Профессиональные и Партийные организации на местах, ранее недостаточно обращали внимание по вопросу ликвидации кулачества как класса, что отмечаем в выше приведенных фактах, которые в данный момент отразились в рабочей массе.
НАЧ[АЛЬНИК] ОДТО ОГПУ [и РАЙОТДЕЛЕНИЯ ГПУ Казатин]
Ст[арший] Уполномоченный
[подпись]
[пі\одпись]
ДОНЕЦ
КАБАКОВ
Госархив Винницкой обл., ф. П-714, оп. 1, д. 83, л. 131–135. Оригинал. Машинопись.
http://allin777.livejournal.com/252227.html