"Социологи выяснили: российский средний класс нас обманул: он не такой, как о нем думали. И связанные с ним надежды на общественный прогресс — не более чем миф. Наш средний класс, как оказалось, совсем не свободный, как на Западе, а государственный. И по ценностным установкам — сугубо советский. Он лоялен власти, правильно голосует и не хочет перемен — важнее стабильность.
Институт социологии РАН представил увесистый доклад, согласно которому у нас средний класс рос, рос и дорос наконец-то до 42 процентов населения России. А если "средних" у нас за 40 процентов, то мы, очевидно, дышим в спину Западу: там "средних" где-то 50-60 процентов.
Образ середняков, выписанный социологами, однако, очень отличается от зарубежных стандартов: основу нашего среднего класса составляют работники госсектора, причем в ядре слоя их количество приближается к 70 процентам. Где-то на периферии ютятся предприниматели, работники сферы услуг, профессионалы высокой квалификации из разных секторов экономики. На фоне массы бюджетников и чиновников они представляют разрозненные группки и выглядят как выжившие случайно после десяти лет настойчивого огосударствления экономики.
Численность и характеристики среднего класса — это очень важный показатель индустриального общества, то есть общества массового производства стандартизированной продукции. Мидл-класс — и главный производитель, и главный потребитель этого продукта. Вот почему две ключевых характеристики мидл-класса — это доход и потребление. Вот почему в США до сих пор средний класс стартует с дохода, равного пятикратной минимальной зарплате. Вот почему в России ап-мидлов от просто быдлов социологи до сих пор отделяют по наличию посудомоечной машины."