Один из самых известных военных фотожурналистов Евгений Халдей прошел всю войну и оказался в Берлине в день, когда брали Рейхстаг.
Это чуть ли не самая известная фотография времен Великой Отечественной войны - спонтанный и очень выразительный жест советского солдата, который из-за пазухи выхватывает красный флаг и устанавливает его над поверженным Рейхстагом.
Спонтанность, прекрасный кадр, монументальность, драма. На самом же деле это монтаж. И не просто монтаж, но и еще и срежиссированный монтаж. Эта драматическая картина развивается по сценарию самого Евгения Халдея.
Знамя, сшитое из красной скатерти, Халдей носил с собой. И хотя припасено оно было заранее, сделано оно было небрежно - видно, что звезда и серп с молотом находятся не там, где они должны быть. Снимок был сделан 2 мая - через три дня после реального штурма Рейхстага.
Он берет группу солдат и просит одного из них энергичным жестом раскинуть "знамя" над Рейхстагом. Есть несколько кадров, где бедный солдат с разной степенью успеха пытается достичь нужной Халдею динамики и экспрессивности. То есть, это была многочасовая постановочная фотография. Плюс монтаж - никакого дыма и пыли над зданием не было, и Халдей добавил их процессе обработки снимка.
И еще одна деталь снимка подверглась ретушированию. У солдата, гордо державшего в руках "знамя победы", на запястье отчетливо были видны двое часов - результат очень распространенного среди советских солдат в те дни в Берлине грабежей и мародерства. Инкриминирующее свидетельство было тщательно устранено.
Разумеется, в советские годы вся эта история была тайной самого фотожурналиста и тех солдат, которые принимали участие в постановке. Ну, быть может, еще фоторедактора ТАСС. Вскрылась правда уже после развала СССР.
В Советском Союзе при публикации снимков имена фотожурналистов почти никогда не упоминались, и Евгения Халдея практически никто не знал. Он прожил долгую жизнь и дожил до 1997 года.
В начале 90-х его нашли энтузиасты из Германии - фотографы, историки фотографии, которые были большими поклонниками его искусства. Он по-прежнему работал, работал фотожурналистом, хотя ни славы, ни денег, ни почестей его знаменитая фотография ему не принесла.
Еще в 1948 году, в разгар борьбы с космополитизмом, Халдея уволили из ТАСС, и все последующие годы он по сути дела перебивался случайными заработками.
Настоящее признание - выставки, альбомы - пришло к нему уже только в последние годы жизни и в особенности после смерти.