У нас в гостях мастер-рунолог Руслан Никитин и его жена, рукодельница Катя.
Руну «Алатырь» — начало всех начал — Руслан и Катя выбрали символом своей семьи.
— Руслан, скажи, в той традиции, которую ты передаешь, есть ли регалии, статусы? Кто ты — жрец, кудесник, знахарь, волхв?
— Волхв и кудесник. Но вообще сами люди, которые были волхвами, себя так не называли: это было не принято. Статусы возникли позже. Бог метит, кто ты есть на самом деле. Я провожу обряды. Это мне передал дед Егор по отцовскому роду. Мы — Сварожичи, или по-другому — Родяне. Дед сам был каликой перехожим, но себя так не называл, он валял валенки, переходил из одной деревни в другую, у кого-то, естественно, останавливался и делился сказками, шутками, прибаутками, он был осторожен в своих высказываниях, ведь это были советские времена — люди боялись говорить лишнее... От деда осталось много музыкальных инструментов, но почти все в плачевном состоянии. Какие-то он мне подарил сам, например, свистульку в образе кота. Была лира, но развалилась...
— Руслан, а как дед тебе передавал знания, тоже в форме сказок, былин или делал какие-то посвящения? Он говорил тебе что-нибудь о миссии?
— Посвящения были регулярными. Во время обрядов и игр он вводил меня в трансовые состояния, чтобы не сразу мне все на голову сваливать. Трансовые состояния — это, например, гуляние по лесу, в этот момент и происходила передача. Он и жену себе приметил необычную: бабушка Мария тогда уже славилась целительскими способностями, причем она целила не только с помощью наложения рук, но и общаясь с деревьями, конечно, всегда призывались высшие силы.
— Слово «калика» к какому корню восходит?
— К арийскому. Дело в том, что, когда человек путешествует, он иначе смотрит на мир, у него расширяется мировоззрение, он может видеть события дальше, чем люди, которые находятся на одном месте. С момента перехода происходило смещение сознания и человек познавал что-то новое: входил в состояние просветления и не выходил из него — каждый раз новая земля, новые люди, новое общение, новое место силы... Естественно, у человека было свое пристанище, куда он мог всегда вернуться — родное место: где родился или то место, где он создал семью. В принципе, у нас было много ремесел, которые позволяли переходить с места на место. Калики, как правило, могли лечить, проводить обряды. За ними увязывались молодые из разных деревень, ходили перенимали опыт. Им было чем поделиться, ведь они бывали и в далеких землях.
— Руслан, а дедушка так же как и ты пел руны?
— Пел, учил моего отца, а потом меня.
— А твоя лепта в рунах есть? Ты что-то добавлял, изменял?
— Моя лепта — это опыт взаимодействия с тем, что мне передали. Тебе дают каркас, а ты его уже наращиваешь мясом, мышцами.
— Рус, а ты занимался духовными практиками других народов?
— Да конечно, я столько всего перепробовал. В индийской традиции я являюсь брахманом, т.е. священником — могу проводить обряды.
— А для чего, скажи, пожалуйста, ты обратился к восточной традиции, если тебе была с детства передана наша, исконно русская?
— Поняв нашу традицию, мне необходимо было пройти через понимание других. Я прошел не только через индийскую школу, но и через скандинавскую, руническую школу у рунного Мастера. Конечно, я посещал те места, которые развивались в то время: и йогой занимался — это как раз традиция шиваизма. Сначала асаны постигаешь, а потом хочется копать все глубже, глубже. Да и монахом я был православным в монастыре Божьей Матери Державной. Я занимался реставрацией иконы, поэтому мне это было полезно. Ислам изучал, кельтскую традицию — много чего попробовал...
— А светское образование у тебя какое?
— Два института — экономический и юридический. Юриспруденцию закончил и менеджмент. Международный университет бизнес управления и Правовая Академия государства и права. Сейчас у меня есть официальная работа, где я работаю преподавателем и юристом одновременно. Финансовое право, правоведение и предпринимательское право. А другая моя профессия — это рунолог и таролог. Там, естественно, я и целю, и предсказываю, и разные проблемы людей стараюсь разрешить.
Рунами я занимаюсь 15 лет. У меня гигантская коллекция книг. Практика, только личная практика работы с рунами дает понимания больше, чем перенимание чужого опыта. Перенимание у меня произошло из книг, а практический опыт я наработал сам. Причем довольно быстро. Я дошел до уровня Мастера по скандинавским рунам Футарх. С нашими традиционными рунами я и не расставался, совершенствовался, тоже сейчас являюсь мастером и преподаю их. Мое увлечение Таро позже началось, примерно года два назад. Я начал также осваивать разные техники предсказаний, какие у нас есть — предсказание на облаках, на огне, по руке. Мне интересны все стили предсказаний.
— А зачем тебе столько техник? Вот одна получается, ты постигаешь ее глубину, совершенствуешься, а когда много, может быть поверхностное восприятие.
— Мной движет любопытство, одно осваиваешь, понимаешь, хочется посмотреть, а как там, в другом, сравнить. Одна форма предсказаний дополняет другую, с которой ты начал, так что это не случайно. Корректируешь и получается более полная картина. Это стало основной моей профессией, и сейчас я развиваю тему изготовления оберегов — это такая же богатая традиция как писанки, например. Обереги из разных пород деревьев: подбираешь дерево человеку, которое ему больше подойдет и делаешь амулет, из дуба или из березки, из ясеня или можжевельника... У меня скопилось много разных пород деревьев. Катя поощряет это. Мы стали применять их для Катиных кукол, столбовушек. Мы делаем кукол-богинь. Подбираем те деревья, которые отражают этих богинь, так мы их усиливаем.
— У вас с Катей теперь совместное творчество пошло. А ты когда мечтал о жене, ты какую жену видел в своем воображении?
Семен и Семечиха
Автор кукол — Катерина Никитина
— Я, конечно, специально не мечтал встретить такую жену, которая бы интересовалась тем, чем я. Это было скорее на уровне подсознания, потому что с теми девушками, с которыми я знакомился, не интересно было. Пока я им рассказывал, вроде они включались, но потом волна современности их относила к другим интересам... Потом я провел обряд, посвященный Матери-земле, и попросил ее найти вторую половинку свою. И через два года я встретил Катю. За это время и ей и мне надо было еще что-то пройти, чтобы увидеть друг друга.
— А где вы встретились?
— На выставке. Я предсказывал на рунах, а она с куклами стояла. Ей понравилось то, чем я занимаюсь, мне понравилось, чем она занимается, мы познакомились — и все, теперь вместе.
— Кать, скажи, тебе как живется с мастером-рунопевцем, рунологом-тарологом, с таким необычным мужем?
— Да, такой необычный, и я все продолжаю его узнавать, узнавать: уходят какие-то стереотипы и я начинаю чувствовать, что это моя половинка, как моя часть — рука или нога... Когда живешь один, то ты какой-то куцый, а когда рядом твоя половина, ты — целостный, ты — ого-го сколько можешь!
— А ты славянской темой интересуешься давно? Как ты пришла к этому?
— Интерес, видимо с детства, но неоткуда это было взять, не было почвы, а потом я как-то шла по школе и увидела объявление: «Набирается кружок „Петриковская роспись“. Выдается диплом». Это было судьбоносное для меня событие, потому что я никогда ни в какие кружки не ходила, стояла у стеночки, домашняя была, уснувшая как будто. А тут я прочитала и решила, что это для меня. Это первое мое осознанное решение. И вот эта роспись была для меня работой над собой. Я ходила, училась несколько лет и у меня было такое трепетное отношение к этому, как будто это что-то особенное. Когда я закончила школу, меня сразу пригласили преподавать. И я стала думать, что же, я живу в России, а учу детей украинской росписи, надо им показывать что есть у нас — Хохлома, Городец... Стала литературу смотреть и соприкоснулась с русскими промыслами: где роспись, там и лепка, там и резьба. И вот через это я окунулась вообще в традицию. У меня появилось желание научиться вязать носки и, когда я взяла в руки нитки — со мной что-то произошло... Руслан говорит, что у меня ярко выражена суть Макоши, которая всегда прядет нить судьбы. Я могу нитки разматывать, сматывать, распутывать — это для меня удовольствие. Потом пошли тряпочки, куклы. Руслан считает, что мои куклы излучают целительское тепло. Я воспринимаю своих кукол как деточек и долго не могла отдать их куда-то на реализацию, думаю, ну как они там будут без меня в магазине сидеть.
— Ты их сдаешь в магазины?
— Был у меня такой опыт, но все-таки лучше передавать из рук в руки. Магазин — это, конечно, не вариант. Кукла помогает людям, тепло души излучает.
Спиридон-солнцеворот поворачивает солнце на весну. С 25 декабря начинает прибавляться световой день. Спиридон поворотом колеса может изменить судьбу.
Птицы прилетят — весна придет! Весна придет — новую жизнь принесет! Земля проснется ото сна и будет родить. Семья новую душу примет. Вот почему так важно было привлечь птиц. В тульской области обряд заклички птиц проводили женщины. Для него пекли ритуальный хлеб, готовили специальные костюмы и делали куклу в виде женщины с семью птицами.
— А кто из вас выбрал необычное имя сыночку, Пересвет?
— Вдвоем. Я когда читала русскую историю, всегда думала, какие имена у наших князей были! И решила, что детей своих назову по-русски. Мы сели с Русланом с именословом и стали выбирать имя, которое нравится нам обоим. У нас уже заранее списочек заготовлен.
Как корабль назовешь, так он и поплывет. И это важно очень для ребенка и для родителей. Имя окажет влияние на судьбу. Имя звучит и привлекает конкретные энергии и силы.
— А у вас есть идея, которая сейчас овладевает массами — срочно переехать на землю, обустроится под звенящими кедрами?
— Конечно, когда ты смотришь в окно, а там гараж строят, машины едут, естественно, хочется выйти с ребеночком на природу. Деревня, лес — это родной дом человека. Да, хочется в деревню.
— Но у вас есть деревни, где бабушки-дедушки жили?
— Мы когда поженились, у нас было свадебное путешествие по деревням предков. Мы ездили в деревню моего деда, деда Руслана, но все это очень далеко. Перспектива там жить не очень...
— Я как раз о перспективе спрашиваю. Многие хотят уехать из города в самую глухую деревню, к лесу, и жить там натуральным хозяйством. Я — Природа — Высшие силы.
— Мы хотим переехать не с бухты-барахты, а поэтапно. На данном этапе ехать в глушь нет смысла... Наверно, это будет, когда вырастут наши дети, когда и мы реализуемся здесь. Нас зовет некая реализация, конечно, можно ее получить и в лесу, но там людей нет.
— Что ни говори, реализация человека связана с обществом.
— Да, поэтому мы сейчас привязаны больше к Москве. У меня было такое представление, очень яркий образ, как я живу в лесу, вокруг никого нет, только деревья, родник, и ко мне приезжают люди целиться. Они исцеляются тем, что попадают в природу, едят натуральную пищу, обливаются в роднике, я даю им одежду, сделанную мною, душевно общаются. Они выходят из этой кутерьмы города, здесь отдыхают, набираются сил и опять уходят. Но сейчас, Руслан, наоборот, приехал в Москву с периферии и начинает здесь раскрываться. О нем узнают люди, и это будет не честно, если он уедет. Он здесь нужен. Мы сейчас просматриваем промежуточный вариант — в пределах досягаемости Москвы.
— Вот и мы так же думаем. Настоящий Мастер, он везде мастер и свет несет там, где другому трудно. В лесу легко себя развивать, а попробуй в городе Москве светочем быть...
— Да та же самая Анастасия говорит, прежде чем уходить в леса, уберите там, где нагадили. Обратите внимание на то, что вокруг и уже произойдет некое преображение природы. Посади дерево, поливай его, ухаживай...
— Ну и не только в буквальном смысле посади дерево, духовная работа — лекции, семинары — это тоже дерево, которое имеет корни, дает зеленые побеги и плоды. Людям интересно, они думают, исцеляются, хотят двигаться дальше в сторону Света и соответственно настраивают мир вокруг себя на благо.