Трудящиеся попросили меня высказаться насчет смерти Новодворской.
Существует много точек зрения на её многогранную деятельность. В том числе даже точка зрения эстетическая (это когда много говорят про хепенинг, эпатаж и провокативность).
Полагаю, однако, что ларчик открывается просто. Покойная была дурой, но пришла к успеху, - потому что всю жизнь прожила в стране дураков.
От дурости (своей и своих близких) она и умерла. Как я понимаю, у неё на, так сказать, ноге вскочил фурункул, - видимо из-за неправильного питания. Она его стала лечить сама (т.е. давить и смазывать зелёнкой) и долечила до состояния заражения крови. Никто из многочисленных друзей и знакомых не посоветовал Новодворской обратиться в больницу, хотя было видно, что последнее время она передвигалась с трудом. Увы!
По какой-то странной ассоциации идей Новодворскую в стране дураков причисляли к либералам (!!!) Я поставил три восклицательных знака, потому что это тройной абсурд.
Во-первых, либерализм предполагает интеллектуальную свободу, что априори приводит к крайней терпимости к другим взглядам и к склонности к интеллектуальной полемике. Обмен взглядами для Новодворской всегда был силовым проталкиванием примитивных лозунгов, которые к тому же находились в логическом противоречии друг с другом. Чужую точку зрения она никогда не принимала в расчет и всегда считала или подлостью, или сумасшествием. Любую критику воспринимала как провокацию и личное оскорбление. Свою политическую историю сводила к тому, что её положили в психбольницу за правду.
Либерализм никогда не бывает радикальным. Это всегда «серединка-наполовинку» у камина, относящаяся ко всему достаточно спокойно и иронично. В том числе сама к себе.
Здесь мы приходим к «во-вторых». Новодворская была напрочь лишена какой-либо самоиронии, хотя она выглядела очень смешно и часто говорила (разумеется, невольно) смешные вещи. Как известно, красота страшная сила. Предположим, что Новодворская была бы черноокой восточной красавицей с красивым грудным голосом. Вероятно, и даже наверняка в обществе её бы воспринимали совершенно иначе. Смысла в её речениях по-прежнему было бы мало, но был бы благородный порыв и социальный магнит для кристаллизации общественного движения. В общем Чирикова молотит такую же ерунду, как и Новодворская, а фамилия у неё ещё хуже, но внешне это тип злой красивой блондинки, постоянно сорящейся с любимым мужем на почве страстного темперамента. А под таким соусом можно нести любую ахинею – мужики проглотят и попросят добавки.
Разум изворотлив и извлечь ХОТЬ КАКУЮ-ТО выводу можно из любой ситуации. Никакой выгоды их своей уродливости хокинг Новодворская не извлекла – уже по той причине что совершенно не понимала КАК она выглядит со стороны. Разумеется, на сей счёт принято заблуждаться любому человеку, в том числе и автору этих строк. Но всему есть пределы.
В то время как внешность побуждала Новодворскую к мудрой самоиронии и отказу от аргументов, рассчитанных на эмоциональный эффект, вся её биография это аффектация политического харизматика, которого в случае Новодворской не было до степени АБСОЛЮТНОГО НУЛЯ. Вместо Эвиты Перрон и Долорес Ибаррури мы видели то, что мы видели. И то, что мы видели, постоянно посылало публике завлекательные взоры и кокетливые намёки. Интересно, на что?
Наконец, в третьих, либерализм сам по себе существовать не может. Наверно поэтому его у нас и нет, а то, что было до революции, было сильно так себе.
Либерализм это свободная филиация идей, возможная только в информационно-прозрачном мире. А что мы знаем о самой Новодворской? До сих пор о ней известно очень мало. Например, о своём отце она недавно заявила, что он подделал документы и сбежал в Америку. А её мать по официальным данным «родом из столбовых дворян купцов Усатиных» Как это купцы могут быть столбовыми дворянами?
И так у Новодворской всё. И отец и мать Новодворской были коммунистами, она же всю жизнь боролась с «коммуняками» методами фадеевских молодогвардейцев. Начиная с разбрасывания листовок в Кремлёвском дворце съездов. Новодворская всю жизнь именовала своих политических оппонентов сумасшедшими, при этом совершенно очевидно, что также всю жизнь она нуждалась в психиатрической помощи, и эту помощь получала. Что не оправдывает гнусный советский режим в методах его политической мести, но лишний раз подчёркивает глупость нашего общества, в степени этой глупости доходящего до фазы лицемерия.
Так личная глупость и личная болезнь Новодворской наложилась на глупость и болезнь общества, в котором она жила и плотью от плоти которого она являлась. Что и обусловило абсолютную успешность её социальной карьеры (при таких-то стартовых данных).
Если сравнивать уход Новодворской с другими событиями такого рода, то наверно это смерть Черномырдина. Уходят титаны карнавала 90-х.
Но мне, когда я смотрел на Новодворскую (а я с ней встречался и в реале), всегда вспоминались российские либералы конца 19- начала 20 века. Вроде хама Милюкова, ставшего министром иностранных дел, а также игравшего на скрипке со сломанным пальцем и имеющего жестокость заставлять его слушать. И вообще «имеющего жестокость» Если девиз российского офицера был «честь имею», то девиз российского либерала «жестокость имею». Когда либеральная свинья в пенсне вламывалась в гостиную и начинала хохотать:
- Господа, я вас умоляю… нет, господа, в Москве разорвало бомбой великого князя Сергия… Руку нашли на крыше… Господа, их высочество изволили пораскинуть мозгами!
Шквал хохота, аплодисменты.
В общем, на Майдан поступило новое блюдо: «жареные колорадские жуки по-одесски». Ха-ха-хаа!!!
А чем этот африканский «либерализм» заканчивается?
«Оптимистической трагедией» Всеволода Вишневского. Когда у старушки кошелёк на майдане украли, её к сотнику подводят, он бойцов строит, бабка указывает на одиннадцатого: «Кажись этот, касатик». «Касатика» вяжут и в костёр. Он: «Требую последнего слова!» А вожак ему: «Последнее слово это условность буржуазного суда». А тут бабка кошелёк находит: «Ой, обозналася я, за подкладку завалился!» Бабаню тоже на костёр.
Потом российский либерализм развивается – на костёр самого вожака. Он: «Братцы, дайте сказать последнее слово!» А ему: «А это условности буржуазного суда!»
- Пшшш! А-а-а-а-а!
Или у Вишневского:
-Бульк!
Ходят по земле уродливые люди, убивают друг друга, у всех на видных местах правильные таблички: «либерал», «демократ», «гуманист», «добряк». Вроде же всё есть. А счастья нет как нет.