2013-11-13 Семён Резниченко
Суть черкесского вопросаКавказ
В адыгские республики Северного Кавказа прибывает вся больше вынужденных переселенцев из Сирии. Существуют далеко идущие планы их расселения и интеграции в местное общество. И немалую роль в этом процессе играют требования черкесских националистов.
У черкесских националистов – два взаимодополняющих требования. Признание «геноцида адыгов» и репатриация их потомков на Кавказ. Первое должно способствовать второму.
Теория «геноцида» совершенно не состоятельна. Черкесов во время Кавказской войны никто массово не уничтожал. Наоборот, русские солдаты нередко всячески помогали горцам, оказавшимся в трудной ситуации.
Черкесов никто не выселял с их земель. Они сами повелись на посулы турецких властей, обещавших им на своей территории положение привелигированных воинов. Сходное с положением казаков в России. То, что многие адыги погибли и были проданы в рабство – целиком вина дегенеративного османского правительства. По-свински обошедшегося с собственными союзниками.
Но байку о «геноциде» активно эксплуатируют. Потому что многие адыгские националисты мечтают о создании Великой Черкесии и переселении в южные районы Краснодарского края как минимум нескольких сотен тысяч черкесов – потомков покинувших родину после окончания Кавказской войны. Границы нынешних автономий для них так же оскорбительны, как в своё время для немцев – границы веймарской Германии…
Российские адыги испытывают немалые трудности. И с демографическим воспроизводством, и с сохранением национальных обычаев и традиций. И с давлением агрессивных мигрирующих народов: вайнахов, турок-месхетинцев, курдов. Так что понятно, зачем адыгам, заботящимся о судьбах своих народов, подселение соотечественников.
Если адыги сумеют отстоять свои территории от мигрирующих народов – это будет выгодно и русским. Погром адыгов курдами и вайнахами русским совсем не с руки. Нам выгодно сохранения status quo. Т.е., умеренное усиление адыгов на территории своих республик. Но за счёт собственных ресурсов, а не за счёт русских.
Но великочеркесы предполагают совсем иное. Массовую, чуть ли не многомиллионную репатриацию.
Но эта идея достаточно утопична. Адыги не слишком хотят ехать на историческую родину. У них гораздо больше возможностей для полноценной жизни там, где они живут сейчас. Они используют память об исторической родине и контакты с ней для поддержания адыгской идентичности у себя за рубежом. Там они очень часто занимают неплохое общественное положение. А на старых адыгских землях для них попросту нет социальной ниши. Их и для местных адыгов не хватает. И бывшие сирийские интеллигенты вынуждены подсобничать на стройках. Поэтому и сирийские предпочитают уезжать из охваченной войной страны не на Кавказ. А куда-нибудь на Запад. А много ли абхазов переехало в абсолютно независимую Абхазию? Как-то предпочитают быть абхазами вне Абхазии. Это при том, что абхазские абхазы сползают к демографической катастрофе.
Черкесы – не евреи. И сионистов из них не получится. При всех традиционных черкесских достоинствах. У черкесов нет многовековой традиции следования абстрактным догмам. Зачастую противоречащим жизненной необходимости.
Тогда как у евреев есть многовековая традиция следования нормам иудаизма. Просто из принципа, нередко прямо в ущерб себе. Способность следовать таким догмам и породила сионизм. Когда городские клерки ехали заниматься сельским хозяйством в полупустыни Палестины. Пол дня работали солнцепёке, пол дня отстреливались от арабов. Они вели совершенно несвойственный им образ жизни, лишались возможности делать карьеру и пр.
Черкесская национальная традиция гораздо более прагматична и приземлена. Наджизненные абстракции никогда не играли в их среде особой роли. (За исключением новейшего салафизма в Кабарде). Черкес может быть достойным черкесским националистам. От всей души помогать соотечественникам делом, жертвовать деньги и имущество. Поддерживать связи с исторической родиной. Но жертвовать благополучием и нормальной жизнью ради переселения на неё он не станет. Из этого правила могут быть исключения. Но их крайне мало.
Черкесы переселяются на историческую родину, если сильно припрёт. И если нет возможности уехать в страну по – богаче.
Отношение к репатриации адыгов на Кавказ – очень яркое проявление незнания «великочеркесами» ментальности собственного народа.
Так что на Кавказ зарубежные адыги поедут только в случае, если западный мир и мир ислама одновременно погрузятся в хаос и нищету. А на их исторической родине будет, по крайней мере, сохранятся стабильность. Как-то это сомнительно…
А если даже так и будет. Откуда появится огромное количество рабочих мест и территории для расселения? Веди ни инфраструктуры для цивилизованной жизни, к которой так привыкли зарубежные адыги, на их бывших землях крайне недостаточно. Что, по преимуществу горожане добровольно вернуться к натуральному хозяйству?
Или поступят как в Чечне? Ограбят и выгонят местных славян, греков, армян. И будут жить на оставшееся от них? Только, боюсь, на долго таких «репараций» не хватит. Закубанье - то бедное! Практические навыки жизни в нём черкесами диаспоры начисто утрачены. Они будут просто беспомощны в горных лесах какого-нибудь Апшеронского района. Где и так местных жителей немного. А как здесь будет подкидываться некий инженер из Алеппо!? Неясно! Вернее - ясно. Защищая тёмными зимними ночами свою кошару от волков ( в которой половина овец и так передохла), он будет на чём свет стоит клясть своих предков. Которые зачем-то поселились в холодной и сырой горной глуши. А не на Лазурном берегу Франции, например…
И придётся черкесам опять куда-то ехать. Или отбирать друг у друга крохи. Как это уже делают абхазы. Которые выгнали грузин, а потом и большинство русских. А сами на своей земле мало что построили…
Так что по-хорошему речь может идти только подселении отдельных групп страждущих зарубежных адыгов на отдельные территории адыгских республик. И то, адыгские националисты должны удвоить и утроить усилия, чтобы сделать свои регионы экономически процветающими и вмещающими гораздо большее количество людей. Именно это, а не политические декларации, нужно адыгским националистам для привлечения репатриантов.
Но многие представители адыгского национального движения заворожены громадьём своих планов. Думают даже о некой федеративной адыгской империи.
А в какой ситуации окажутся черкесы на Кавказе в случае «ухода» России? Их ждёт судьба кельтского населения древней Британии – бриттов. Которые одно время храбро сражались с римскими завоевателями. Будучи завоёванными, поднимали восстания. Даже вырезали население римского Лондона.
Постепенно бритты романизировались и цивилизовались. Особенно – элита. И вот тогда римляне взяли и вывели свои легионы из Британии.
Британские правители оказались абсолютно независимыми. И оказались перед необходимостью самим устраивать жизнь своего народа. И очень скоро северные варвары - пикты буквально затерроризировали их своими набегами.
А римских легионов больше не было. Для обороны от пиктов пришлось приглашать ещё более воинственных англосаксов и их союзников – балтийских славян. Которые очень скоро взяли власть над большей частью острова в свои руки…
Так что очень может быть, что после ухода русских с Кавказа адыгам отнюдь не придётся заниматься репатриацией соотечественников на историческую родину. А искать возможность самим куда-нибудь уехать. Подальше от чересчур активных мигрирующих народов.
Черкесы, особенно образованные и богатые, активно покидают свои республики уже сейчас…
Как я уже писал, черкесские националисты в ментальном плане – не адыги. А носители славянско - еврейского интеллигентского мировоззрения. Такие традиционные сильные качества горцев, как трезвый и практичный взгляд на жизнь, ими начисто утрачены. Они живут в мире фантазий и иллюзий.
Именно поэтому они занимаются тем, чем занимаются. Они выдают желаемое за действительное. И не ведают реальных перспектив жизни своего народа.
Они заведомо не готовы к тому, что реально будет происходить на Кавказе после ухода русских. Поэтому их приход к власти может закончиться для черкесов реальным, а не вымышленным геноцидом. И отнюдь не от рук русских…
http://www.apn.ru/publications/article30521.htm