а что в моих портянках неправда то?Портянка та неинформативна. Нет никакого подтверждения, достоверности. Сфотканы, неряшливо, кое-как, плиты с орнаментом, в котором читается "солнце", ну и что? Где доказательства, что плиты - индивидульные надгробия, а не фрагменты разрушенной стены, например.Вот Вам ещёЭтот древний славянский орнамент и солнце со свастикой внутри изображен на сохранившихся захоронениях 14 века, найденных в Старо-Симоновом монастыре. В 90-х годах прошлого века там рыли котлованы, останки старинных захоронений просто выбрасывали, в лучшем случае, сваливали в деревянный ящик и переносили в другие места... Глеб Носовский утверждает, что много лет в нашей стране ведется методическое, незаметное для общественности, подлое уничтожение русских памятников старины, которые могли бы пролить свет на подлинное содержание древнерусской истории.
Сегодня историки и археологи почему-то называют захоронения до 17 века - "могилами грешников", объявляя, тем самым, грешниками всех русских людей, живших
На территории московского Высоко-Петровского монастыря находится древнее монастырское кладбище. Только старинные надгробия и сами погребения здесь не обнесены красивыми оградами. Они оказались глубоко под землей. Но ученые вовсю трудятся над восстановлением исторической памяти: начиная с весны в монастыре
возобновились археологические раскопки.
Однако ведутся они, к сожалению, не по всему периметру: большая часть захоронений находится под игровыми площадками детского сада, устроенного здесь вскоре после революции 1917-го года. Поэтому возможности изучить, а, значит, и восстановить некрополь полностью, пока нет.
Об уникальном памятнике московской старины – древнем некрополе Высоко-Петровского монастыря рассказал один из его первооткрывателей, известный российский археолог Леонид Беляев.
– Леонид Андреевич, что известно ученым о некрополе Высоко-Петровского монастыря?
– Кладбище на территории Высоко-Петровского монастыря существовало с давних времен, когда еще и нынешнего каменного собора святителя Петра не было. Древний некрополь занимал пространство, на котором сейчас стоит храм, а также большим пятном (его края не до конца понятны) территория вокруг него. Прежде всего за апсидами, к востоку. На кладбище также оказались галерея вокруг собора и преимущественно площадка детского садика (это историческая территория монастыря). Раскопки показали, что на глубине более метра сохранились целые участки захоронений 16-17 веков, которые уже не перекапывались, так что их плиты лежат на своих местах, некоторые даже с остатками отмосток и дорожек.
– Здесь хоронили кого-то особенного?
– Здесь хоронили в основном москвичей, принадлежавших к среднему слою горожан: служилых людей, купеческо-ремесленный слой, и, конечно, братию самой обители. Имен насельников монастыря в древности до нас не дошли – самая ранняя надпись относится к концу 15 века и говорит о некоем иноке Сергии Абрамове, скончавшемся в “субботу Лазареву”. В ходе раскопок этого года обнаружены еще две ранних эпитафии. Под одной погребен инок Феодосий, сын Исаков, под второй – инок Епифаний. Оба преставились в 1512-м году, видимо в один и тот же день, на память св. Евдокима. Надеемся, что дальнейшие работы по снятию позднего грунта позволят раскрыть все могильные плиты, и мы узнаем имена первых насельников монастыря.
С конца 17-го и в 18-м веке некрополь Высоко-Петровского монастыря стал одним из хорошо известных в Москве. Дело в том, что здесь были похоронены родичи императора Петра I с материнской стороны – он, как мы знаем, происходил из рода Нарышкиных. Однако некрополь Нарышкиных на территории обители был полностью засыпан после закрытия монастыря при советской власти. Хорошо сохранилась лишь погребальная церковь, Боголюбская со склепами и один-два памятника 19 века. Между тем, в храме погребены дед и бабка Петра I, Кирилл и Анна Нарышкины и многие другие знатные Нарышкины. В том числе и первый комендант Санкт-Петербурга, губернатор Москвы Кирилл Алексеевич Нарышкин.
– Вы хотите сказать, что в настоящее время в центре Москвы проводятся работы по восстановлению кладбища?
– Пока идут исследования, в том числе раскопки. Площадь исследований не мала, но в сравнении с общей территорией монастыря пока недостаточна для уверенного ответа на все вопросы. Принятая методика позволяет не копать могилы, поэтому сами погребения мы стараемся не трогать. Мы только выходим на уровень кладбища, на поверхность конца 15-16-17 веков (они не очень отличаются по уровню). На этот год мы уже почти закончили работу. В будущем году при вертикальной планировке (то есть при понижении грунта) предстоит более широкая, но не такая глубокая, срезка. В этом случае перед нами выступит за один сезон основная часть некрополя. Нам надо будет углубиться где-то на метр-полтора, выйти на уровень кладбища, его зафиксировать. Потом, вероятно, он будет местами открыт и сохранен, а местами засыпан на необходимый уровень, где пройдут дорожки нового кладбища и будут лежать скопившиеся в монастыре надгробные плиты, стоять пояснительные таблички, планы.
– Значительную часть некрополя занимает пространство, где сейчас находится одна из игровых площадок детского сада. И если территория монастыря будет понижена, не окажется ли этот участок на холме, окруженный могильными плитами?
– В этом случае детский сад, конечно, окажется выше, будто на холме, это правда. Технически такую проблему трудно будет решать. Ведь уже при раскопках этого года стало очевидно, что могилы москвичей и монахов уходят прямиком под песочницы и игровые площадки детского сада.
Да, конечно, было бы правильно, если бы вначале детскому саду предоставили другую игровую площадку, не как сейчас – поверх кладбища — а в каком-то другом месте, по соседству. Мне кажется, там можно найти место. Тогда участок территории можно было бы уровнять с остальной частью монастыря – разумеется, после раскопок – и восстановить некрополь полностью. Это было бы хорошо и для города, в смысле воссоздания его исторического облика, и для детского сада.
– Насколько важно восстановить кладбище в его первоначальном виде?
– Нет сомнения, что кладбище нужно обозначить. В эту землю легли наши предки, они здесь молились, жили, они создали этот монастырь, чтобы быть здесь погребенными, чтобы за них тут вечно молились Богу. Молились и поминали их имена. Поэтому, когда плита утрачивала надпись или трескалась, на ее место клали новую плиту, прямо на старую, но с тем же самым текстом. Важно, что именно здесь, в этом монастыре, мы смогли это доказать. Это очень важное научное открытие, гораздо более важное, чем, скажем, какая-то иная неординарная, уникальная находка. Эта любовь к плитам и надписям – не какое-то бахвальство предков, отнюдь не только родовая гордость, что, вот, здесь кто-то лежит. Это прямая и необходимая духовная работа. Это огромная общая памятная доска, каменный синодик – напоминание, кто сделал в монастырь вклад, за кого, поименно, нужно молиться и в какие дни. Поэтому так упорно предки писали свои имена (то есть имена своих святых) и в какой день (на какой праздник, в день какого святого) они ушли из жизни.
Кладбище – это основа основ нашей исторической памяти, ее корень. А о корне нужно заботиться, тогда и дерево будет расти. Когда мы будем показывать плиты и говорить: в 1512 году здесь похоронили человека, вот его плита, его звали так-то и так-то, и мы по сию пору о неи помним, тогда нам не будет страшен никто иноплеменный. Он не придет и не скажет: “это наша земля, это наша история, а не ваша – уходите отсюда”.
– В чем уникальность данного некрополя? В чем его отличие от других древних кладбищ, которые есть в нашем городе?
– Речь идет о совершенно уникальном месте. Здесь под землей очень хорошо сохранилось первоначальное древнее кладбище. Очень немного монастырей, где могильные плиты уцелели на своих местах, не перетащены, не уничтожены тем или другим способом, не поврежденны поздним строительством, что очень часто бывает. Особенно хорошо здесь сохранились надгробия 16 века, в том числе, его начала. Предполагаю, что есть и более ранние. Это исключительно важно.
____________________________________________________________________________________
Придя к власти, Романовы стали использовать подлинные старые русские белокаменные гробницы как строительный материал. В этом совершенно отчетливо выразилось отношение Романовых к предыдущей русской истории. Давайте вдумаемся. В обычной жизни вряд ли обычные строители в поисках строительного материала для домов пойдут на соседнее кладбище и заберут оттуда надгробные плиты. Чтобы выстроить из них жилой дом. Хотелось бы, например, вам жить в таком доме? Такие вещи всегда воспринимались как надругательство над памятью усопших. Иногда такие события происходили, но именно как знак пренебрежения или отрицательного отношения к тем людям, которые под этими плитами захоронены. Именно это мы и видим в действиях Романовых, пришедших к власти на Руси. В качестве примера приведем свидетельства из книги археолога Л.А. Беляева [62]. Говоря о раскопках в соборе Богоявленского монастыря в Москве, он сообщает следующее: «Белокаменные орнаментированные надгробия начала XIV века (?) из ЗАБУТОВКИ ТРАПЕЗНОЙ» [62], с. 297. То есть, старые до-романовские белокаменные НАДГРОБИЯ были использованы как строительный материал для трапезной, рис. 2.26.
Рис. 2.26. Старые, до-романовские белокаменные надгробные плиты с резьбой, использованные как строительный материал для трапезной собора Богоявленского монастыря в Москве. Взято из [62], таблица 30
Обратим внимание, что плиты, приведенные A.A. Беляевым в [62], очень похожи на надгробную плиту в Старо-Симоновом монастыре, илл. 6.32 в книге «Новая хронология Руси», гл. 6, а также на старый детский саркофаг в подклете Архангельского собора, илл. 6.34 (см. там же). И те и другие сделаны из цельных плит белого камня и покрыты характерной однотипной глубокой резьбой. Так, по-видимому, выглядели русские надгробия до-романовской эпохи. Которые затем, в XVII веке почти все были уничтожены, разбиты и демонстративно использованы для строительства.
Вернемся к гробницам якобы русских цариц в подклете Архангельского собора. Напомним, что эти гробницы, за исключением гробниц романовской эпохи, изготовлены очень дешево – из обломков каменных плит, кое-как подогнанных друг к другу, скрепленных скобами и затем оштукатуренных. Нам могут сказать – мол, таков был старый русский обычай. До Романовых даже великих русских цариц хоронили в таких вот грубых, дешевых незамысловатых гробах. Бедная нищая Русь, бедные захоронения. Примитивные азиатские ритуалы.
Нет, это не так. Многочисленные остатки белокаменных гробниц ДО-РОМАНОВСКОЙ ЭПОХИ, примеры которых мы приводили на рис. 2.26, илл. 6.32 и илл. 6.34 (в книге «Новая хронология Руси», гл. 6), выполнены из ЦЕЛЬНОГО БЕЛОГО КАМНЯ И ПОКРЫТЫ ГЛУБОКОЙ АККУРАТНОЙ РЕЗЬБОЙ. Во многих старых русских монастырях до сих пор можно увидеть такие или похожие старые надгробные белокаменные плиты или их обломки. Никакой штукатурки здесь очевидно не использовалось. Почему же именно для великих русских цариц были якобы сделаны собранные из обломков, оштукатуренные гробы? По нашему мнению ответ может быть только один. Романовы в качестве гробниц цариц русско-ордынской эпохи изготовили дешевую незамысловатую подделку. Поскольку их все равно тут же закопали в землю, то романовские фальсификаторы особо не трудились над их изготовлением. Белого камня не тратили и аккуратной резьбой его не покрывали. Обошлись штукатуркой.
• Обратимся теперь к гробницам романовской эпохи, начиная с XVII века. По-видимому, они подлинные. Обратим внимание, что эти гробницы, оказывается, были двух совершенно различных типов. ПЕРВЫЙ тип – это АНТРОПОМОРФНЫЕ каменные гробы. То есть имеющие полукруглый выступ для головы и таким образом как бы повторяющие очертания человеческого тела. В таких гробах усопшего хоронили без дополнительного деревянного гроба. На рис. 2.14 эти антропоморфные гробы легко узнаются по характерным выступам для головы. ВТОРОЙ тип романовских гробниц – это уже ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ каменные саркофаги, внутрь которых был вложен деревянный гроб. Это гробницы с номерами 24, 28, 29, 37, 39, 40, 52–56 на рис. 2.14. Из этих гробниц все, кроме номера 24, относятся к романовской эпохе. Поэтому сомнений в их подлинности тут, по-видимому, нет.
Более внимательное рассмотрение обнаруживает удивительный факт. Оказывается, что ВСЕ АНТРОПОМОРФНЫЕ ГРОБНИЦЫ ЭПОХИ РОМАНОВЫХ ДАТИРУЮТСЯ ДО 1632 ГОДА. Точнее, последняя из них, под номером 38, датируется 1632 годом. Все остальные романовские гробницы этого антропоморфного типа датированы более ранними годами, то есть началом XVII века.
А все романовские захоронения второго типа, – то есть ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ САРКОФАГИ С ВЛОЖЕННЫМ ГРОБОМ, – датированы начиная с 1636 года и позже. Мы обнаруживаем интересную и четкую картину. Оказывается, между 1632 и 1636 годами ПРОИЗОШЛА СМЕНА ТИПА ЗАХОРОНЕНИЙ НА РУСИ. По крайней мере, это относилось к ЦАРСКИМ захоронениям. Мы видим, что до 1632 года первые Романовы хоронили своих цариц еще по старому обычаю, принятому в прежней Руси-Орде. Но затем, как мы показываем, Романовы решили уйти от этой практики и РЕЗКО СМЕНИЛИ ТИП ЗАХОРОНЕНИЙ. Начиная с 1636 года они хоронили уже совсем по-другому. Таким образом, мы неожиданно натолкнулись на очень серьезный факт. СМЕНА ТИПА ЗАХОРОНЕНИЙ – это, очевидно, крупная религиозно-общественная акция. Она означает некую фундаментальную реформу в жизни русского общества середины XVII века, а именно в 1632–1637 годах.
ЕЩЕ БОЛЕЕ ПОРАЗИТЕЛЬНО, ЧТО ОБ ЭТОМ КРУПНОМ СОБЫТИИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ НАМ СЕГОДНЯ НИЧЕГО НЕ РАССКАЗЫВАЮТ. Открываем, скажем, труд A.B. Карташова «Очерки по истории русской церкви» [372], т. 2, с. 110–112. Интересующий нас сейчас период 1634–1640 годы – это правление патриарха Иоасафа I. То есть изменение обычая захоронения произошло, по-видимому, именно при Иоасафе. Однако никаких сведений об этом А.В. Карташов, известный ученый и автор фундаментального труда [372], почему-то НЕ ПРИВОДИТ. Менее принципиальные реформы Иоасафа, относящие к богослужению, детально обсуждаются. А вот куда более важная реформа обрядов захоронения никак не затрагивается вообще.
Открываем другой фундаментальный многотомный труд Макария, митрополита Московского и Коломенского, «История русской церкви» [500]. Правлению Иоасафа I в нем посвящены страницы 314–325 книги 6. О смене типа русских захоронений опять-таки нет ни слова. Однако след этой реформы, по-видимому, сохранился. Говоря о «чине ПОГРЕБЕНИЮ священническому», описанном в Требнике патриарха Филарета, Макарий сообщает, что «в Требнике 1639 г., Иоасафовском, ЭТОТ ЧИН ОТМЕНЕН, как составленный будто бы "от еретика Еремея, попа болгарского"» [500], книга 6, с. 322.
Этот обнаруженный нами факт – смена стиля русских захоронений примерно в 1632–1637 годах – позволяет сразу же обнаружить ПОДДЕЛКУ среди гробниц подклета Архангельского собора Московского Кремля. Посмотрим на гробницу номер 24. Сегодня она приписывается Феодосии, дочери Федора Иоанновича и Ирины Годуновой. См. список выше и илл 6.34 в книге «Новая хронология Руси», гл. 6. Кстати, на самой гробнице НИКАКИХ НАДПИСЕЙ НЕТ. По-видимому, надпись существовала на какой-то наружной плите в Вознесенском монастыре, из-под которой эту гробницу извлекли при переносе в подклет Архангельского собора. Но это – очевидная подделка. Если бы она была до-романовской, то гробница была бы СТАРОГО, антропоморфного типа. Но захоронение номер 24 – НОВОГО ТИПА. Следовательно, оно могло появиться лишь после 1632 года. Здесь мы еще раз ловим фальсификаторов русской истории за руку.
Становится понятным, почему романовские учебники по русской истории умалчивают о смене типа русских захоронений в 30-х годах XVII века. Видимо, одна из причин состоит в том, что историкам очень хочется датировать некоторые из гробниц XVII века, – то есть гробниц НОВОГО ТИПА, – старыми, до-романовскими временами. Поэтому историки и молчат о «погребальной реформе» Иоасафа. Если вообще знают о ней.
7. Во второй половине XVII века Романовы очистили русские кладбища от старых надгробий, которые были уничтожены либо использованы как строительный камень. Раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска
В Можайске находится один из древних русских монастырей – Богородице-Рождественский Луже́цкий мужской монастырь. Считается, что он «основан святым Ферапонтом в 1408 году по просьбе Андрея Дмитриевича Можайского – сына великого князя Дмитрия Донского» [536], с. 100. Монастырь существует до сих пор, хотя и в перестроенном виде, рис. 2.27.
Рис. 2.27. Лужецкий Богородице-Рождественский монастырь в Можайске. Вид с северной стороны. Все фотографии с 14.27 по 14.54 сделаны в 2000 году
В 1999–2000 годах, в ходе археологических и реставрационных работ, на всем пространстве Лужецкого монастыря строители убрали двухметровые напластования земли. На рис. 2.28 мы приводим фотографию 2000 года, сделанную в Лужецком монастыре после снятия верхних слоев земли. Толщина снятых пластов четко отмечена темной закрашенной полосой, идущей по низу монастырского собора. Дело в том, что когда нижняя часть собора, находившаяся под землей, оказалась на виду, ее закрасили темной краской. После этих раскопок на поверхности монастырского двора обнажился слой второй половины XVII века. При этом обнаружилась поразительная картина, о которой мы расскажем в этом разделе. Мы глубоко благодарны Ю.П. Стрельцову, обратившему наше внимание на факты, о которых пойдет речь.
Рис. 2.28. Лужецкий монастырь. Монастырский двор, где в 1999 году сняли пласт земли толщиной около двух метров. Прежний уровень земли хорошо виден по темной полосе, идущей по низу монастырского собора. Видно также, что окна собора были подняты, кроме одного, которое до раскопок начиналось от самой земли.
На переднем плане – надгробия XVII–XIX веков, выкопанные из-под земли и аккуратно поставленные в ряды. Теперь на поверхности монастырского двора обнажился уровень земли XVII века
Выяснилось, что во второй половине XVII века в Лужецком монастыре происходило бурное строительство. При этом в фундаменты возводимых в XVII веке построек замуровывались старые надгробные плиты с русских кладбищ. Надгробий, пущенных на строительный камень, оказалось настолько много, что возникает впечатление, что окрестные кладбища были в некий момент практически полностью очищены от надгробных плит. При этом, спрятанные сегодня от глаз, в фундаментах, эти старые надгробия, как правило, совсем не похожи на те, которые нам выдают сегодня за якобы «старинный русский образец». Почти все старинные надгробия, раскопанные в Лужецком монастыре, покрыты такой же резьбой, что и надгробные плиты Старо-Симонова монастыря: на них изображен трехконечный вилообразный крест, рис. 2.29.
После снятия верхнего слоя земли, у северной стены главного монастырского Собора Рождества Богородицы открылся фундамент небольшой церкви, построенной в XVII веке, рис. 2.30.
Можно даже точнее указать время ее постройки – после 1669 года. Дело в том, что строители заложили в фундамент не только старые надгробные плиты XVI – начала XVII веков, но – в отдельных случаях – и совсем недавние, «свежие». Таких плит в фундаменте мало, но они есть. Летом 2000 года мы видели две такие плиты. Одна датирована 7159 годом, – то есть в пересчете на современное летосчисление 1651 годом, – а вторая датирована 7177-м годом, то есть 1669 годом, рис. 2.31 и рис. 2.32. Следовательно, фундамент клали после 1669 года, поскольку плита 1669 года уже оказалась замурованной в нем.
Рис. 2.29. Одна из русских надгробных плит, извлеченных из фундаментов XVII века при раскопках 1999–2000 годов в Лужецком монастыре.
Была использована как строительный камень в эпоху первых Романовых
Общая картина, открывшаяся перед глазами после раскопок 1999 года в Лужецком монастыре, такова. Оказывается, в XVII веке в массовом порядке старые надгробия с кладбищ убрали и пустили на строительный камень. В частности, в упомянутом фундаменте небольшой церкви XVII века в качестве блоков для стройки использовано НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ СТАРЫХ НАДГРОБНЫХ ПЛИТ. Многие из них были при этом расколоты или отбиты с краю, чтобы подогнать их под соседние камни, рис. 2.33 – 2.37.
Рис. 2.30. Лужецкий монастырь. Раскрытое в 1999 году основание разрушенной церкви XVII века, в котором старые русские надгробные плиты использованы как строительный камень. Согласно надписям на замурованных здесь надгробиях, это – остатки строительства 1669 года или позже
Рис. 2.31. Надгробная плита XVII века, замурованная в фундаменте разрушенной церкви Лужецкого монастыря. Надпись на плите: «Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея». Дата 7159 год означает 1651 год н. э
Рис. 2.32. Надгробная плита XVII века, замурованная в фундаменте разрушенной церкви Лужецкого монастыря. Надпись на плите: «Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ. Дата 7177 год означает 1669 год н. э
Многочисленные обломки старых надгробий вывалились из кладки во время раскопок. Сегодня некоторые из них очищены от земли и аккуратно сложены на монастырском дворе, рис. 2.38.
Рис. 2.33. Старая надгробная белокаменная плита с трехконечным крестом, использованная как строительный камень в фундаменте церкви XVII века в Лужецком монастыре
Рис. 2.34. Надгробные белокаменные плиты с трехконечным крестом заложены в фундамент церкви XVII века. Лужецкий монастырь
Рис. 2.35. Надгробные белокаменные плиты с трехконечным крестом. Использованы как строительный камень в фундаменте церкви XVII века. Лужецкий монастырь
Рис. 2.36. Надгробная белокаменная плита с трехконечным крестом. Замурована в фундамент церкви XVII века. Лужецкий монастырь
Рис. 2.37. Надгробные плиты с трехконечным крестом, вмурованные в фундамент церкви XVII века. На торце одной из них видна надпись: «Лета 7191 февраля в 7». Дата 7191 в пересчете на наше летосчисление дает 1683 год. Лужецкий монастырь
Рис. 2.38. Обломки старинных русских надгробных плит, извлеченных из кладки XVII века в Лужецком монастыре
На подавляющем большинстве этих старых надгробий изображен трехконечный вилообразный крест. Но есть и исключения. Так, например, на одном из кусков, найденных в Лужецком монастыре, вырезан четырехконечный крест. Но не такой, к которому мы привыкли сегодня, а в виде птичьего следа, рис. 2.39.
Рис. 2.39. Четырехконечный крест на старинном русском надгробии похож на птичий след и напоминает трехконечный вилообразный крест с дополнительной веткой сверху. Он сильно отличается от привычной сегодня формы четырехконечного креста на христианских надгробиях. Лужецкий монастырь
Еще один редкий пример креста на русских надгробиях – ПЯТИКОНЕЧНЫЙ ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ. Плиту с таким крестом нашли Ю.П. Стрельцов и один из авторов – Г.В. Носовский, летом 2000 года, в кладке основания каменных ступеней, которые когда-то вели к двери собора Рождества Богородицы с западной стороны. Сегодня ступени разрушены и вместо них стоит современная железная лестница. Однако часть основания под ступенями сохранилась. Там, под железной лестницей, и была найдена эта редкая старая надгробная плита, рис. 2.40, рис. 2.41.
В МОНАСТЫРСКОМ СОБОРЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ОКАЗАЛИСЬ СБИТЫМИ ВСЕ ФРЕСКИ. Эта картина уже знакома нам по соборам Московского Кремля, см. гл. 2:5 настоящей книги. Там тоже сбили до-романовские фрески, которые, кстати, были еще совсем не старыми к тому времени, когда их уничтожали. Им было меньше ста лет. Видимо, нечто подобное произошло и в Лужецком монастыре Можайска. Горы мелких кусочков сбитой штукатурки, покрытых яркими красками старинных фресок, были свалены прямо на монастырском дворе. Они обнажились после раскопок 1999 года. Мы видели их там летом 2000 года, рис.
Рис. 2.40. Старинная русская надгробная плита с пятиконечным вилообразным крестом, извлеченная из кладки XVII века. Лужецкий монастырь
2.42. Видимо, старинные фрески русских соборов были совсем не такими, какими они должны были быть по мнению романовских историков. Мешали внедряемой Романовыми версии русской истории. Поэтому были разрушены. Сначала в Московском Кремле, а потом и по всей России.
Уничтожение фресок на стенах старинных русских церквей и соборов – типичная картина. Иногда историкам удается списать это на счет «плохих польско-литовских интервентов» времен Великой Смуты. Которые, судя по учебникам истории, были охвачены ничем не объяснимой страстью разрушать монастыри с библиотеками, старинными росписями и всем тем, что могло бы донести до нас сведения о старой русской жизни.
Рис. 2.41. Надгробная плита переходного образца с узором старого типа, однако уже без вилообразного креста. Изготовлена в эпоху первых Романовых.
Содержит две надгробные надписи с датами: «лета 7149-го августа в 6 [де]н[ъ] преставис[я] ра[бъ] Божий м[ладе]н[е]цъ Андре[й] Павлов с[ы]нъ Федоровича Клементьева» в левом столбце и «лета 7151 феврал[я] в 5 [де]н[ъ] преставис[я] ра[бъ] Божий м[ладе]н[е]цъ Петр Павлов с[ы]нъ Федоровича Клементьева» в правом столбце.
В переводе на современное летосчисление это – 1641 и 1643 годы. Буквы надписи выполнены профессиональным резчиком, так же как и окаймляющий плиту узор. Надпись на этой плите – подлинная.
Лужецкий монастырь
Иногда нам говорят, что, мол, «этот старинный собор так никогда и не был расписан». Дескать, денег построить огромное здание хватило – а расписать нет. Пришлось просто побелить стены. Но в некоторых случаях, как, например в Лужецком монастыре Можайска, все же признают, что старинные фрески уничтожали сами романовские власти. Зачем? Вразумительных объяснений не дается. С точки зрения нашей реконструкции все понятно.
Вернемся к русским надгробным плитам старого образца, найденным в Лужецком монастыре. Конечно, особый интерес представляют надписи на них. Особенно, если бы нашлась надпись, относящаяся к до-романовскому времени. К сожалению выяснилось, что на плитах или вообще нет надписей, – как видно, например, на рис. 2.29, – либо надписи якобы XVI века есть, но они, скорее всего, поддельные.
Рис. 2.42. Это – все, что осталось от старинных фресок Собора Рождества Богородицы Лужецкого монастыря. Фрески сбили вместе со штукатуркой в эпоху XVIII–XIX веков и свалили кучей у южной стены монастыря, недалеко от ворот.
Груды кусочков штукатурки найдены здесь после раскопок 1999 года
Либо же надписи подлинные, но относятся уже к эпохе Романовых. Подробнее об этом мы скажем ниже. Пока лишь повторим, что ни одной подлинной надписи до-романовской эпохи на этих камнях нам обнаружить не удалось. По-видимому, все старые надгробия с надписями просто уничтожили или же надписи полностью зачистили. Но даже оставшиеся после такой зачистки немые камни, видимо, все же мешали романовским историкам своим «неправильным» видом. Их не оставили мирно лежать на кладбищах, а заложили в фундаменты, подальше от глаз. После реформы религиозных обычаев (см. гл. 2:6 настоящей книги) на русских кладбищах стали устанавливать надгробия нового романовского образца, совсем не похожие на прежние. Потом сделали вид, будто «так было всегда».
Но к такому радикальному решению Романовы, как мы увидим ниже, пришли не сразу. Вначале, вероятно, попытались переделать надписи по крайней мере на некоторых старых плитах. Начались работы. Плиты с до-романовскими надписями либо уничтожались, либо с них счищались надписи. Затем на их место, или на плиты без надписей, наносились новые тексты, датированные ДО-РОМАНОВСКОЙ эпохой. Как мы увидим на примере Лужецкого монастыря, сделано это было настолько небрежно, что сразу бросается в глаза. По-видимому, чиновники XVII века, проверявшие качество «работ по исправлению истории» на русских кладбищах, остались недовольными, увидев получающийся результат. И тогда, вероятно, решили все старые плиты с кладбищ просто убрать. И в дальнейшем делать надгробные плиты нового образца. Может быть, в частности, и с той целью, чтобы легче было находить и уничтожать остатки до-романовских надгробных плит с «неправильными» надписями или символами.
Итак, обратимся к надгробным надписям. Все надписи, которые мы видели на старых надгробиях в Лужецком монастыре, начинаются со слов «В лето такое-то… погребен». Таким образом, в начале всегда стоит дата. На обнаруженных нами в Лужецком монастыре старинных плитах самые ранние даты, казалось бы, указывают на XVI век, то есть на до-романовскую эпоху. Мы нашли и другие плиты ТОЧНО ТАКОГО ЖЕ ОБРАЗЦА с датами XVII века, уже времен Романовых. Конечно, ничего удивительного в этом нет. Как мы уже говорили, обычаи захоронения – в том числе и тип надгробных плит – Романовы изменили лишь в середине XVII века. Поэтому несколько десятков лет в начале романовской эпохи на Руси использовался еще старый образец надгробий. Отметим, что техника и качество исполнения каменного узора – вилообразного креста и окаймляющей полосы – на «романовских» и «до-романовских» плитах СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫЕ. Резчики XVII века по уровню своего мастерства не отличались от резчиков XVI века. Хорошо видно, что ни приемы, ни стиль их работы не претерпели в ту эпоху никаких качественных изменений.
Но вот что удивительно. НА ПЛИТАХ, ГДЕ УКАЗАНЫ ДАТЫ ЭПОХИ РОМАНОВЫХ, ВСЕ НАДПИСИ ВЫПОЛНЕНЫ ТАК ЖЕ КАЧЕСТВЕННО, КАК И УЗОР. Буквы и узор вырезаны в камне глубоко и красиво, профессиональным резчиком, рис. 2.41, рис. 2.43, рис. 2.44, рис. 2.45. Мастер следил за игрой тени на буквах, добивался сочетания линий различной толщины, что делало их красивыми, как бы выписанными «с нажимом».
Рис. 2.43. Надгробная плита старого образца с вилообразным крестом, изготовленная в эпоху первых Романовых. Надпись: «лета 7142 м[еся]ца июля в 10 [день] преставися раба Б[о]жия У… авлова… ровича Кле………».
Точками мы отметили утраченные или неразборчивые буквы. В переводе на современное летосчисление это – 1634 год. Буквы надписи выполнены столь же качественно, как и окаймляющий узор. Надпись – подлинная. Лужецкий монастырь
Рис. 2.44. Надгробная плита старого образца с вилообразным крестом, изготовленная в эпоху первых Романовых, в 1631 году. Найдена в расколотом виде при раскопках 1999–2000 годов под колокольней Лужецкого монастыря. Собрана из кусков и помещена во вновь оборудованной под колокольней часовне
Рис. 2.45. Надпись на надгробной плите 1631 года, найденной под колокольней Лужецкого монастыря: «лета 7139 (= 1631 год н. э.) июня в 15 д[е]н[ь] на память с[вя]таго… ий Максимович Ванейка а во иноцех Аркадий сх[и]мнк постриженик сея обители». Надпись – подлинная.
Лужецкий монастырь
Такие же приемы применялись и в деталях окаймляющего узора и вилообразного креста. Кроме того, НАДПИСИ РОМАНОВСКОЙ ЭПОХИ ВСЕГДА ЗАНИМАЮТ ВСЕ ОТВЕДЕННОЕ ИМ МЕСТО МЕЖДУ КАЙМОЙ И КРЕСТОМ. Поясним, что надгробная надпись делалась на свободном поле между окаймляющей полосой узора и двумя верхними ветвями вилообразного креста. На разных надгробиях размер поля делался различным. Это достигалось как за счет изгиба ветвей креста, так и за счет размещения центра креста на надгробии. Совершенно очевидно, что мастер, изготавливавший надгробие, в каждом случае знал заранее – какой длины надпись он собирается тут поместить. Поэтому оставлял для нее соответствующее место.
А вот на плитах, снабженных якобы до-романовскими датами, надписи выглядят совершенно по-другому. КАЧЕСТВО ИХ ИСПОЛНЕНИЯ НА ПОРЯДОК ХУЖЕ КАЧЕСТВА УЗОРА, НАНЕСЕННОГО НА ТУ ЖЕ ПЛИТУ. В лучшем случае такая надпись более или менее ровно процарапана на камне каким-то заостренным предметом, рис. 2.46. Некоторые из подобных надписей снабжены линейками, между которыми вписаны буквы, рис. 2.47. Это, естественно, портит надпись, придает ей неуклюжий, ученический вид. Однако окаймляющий узор выполнен по-прежнему четко и профессионально! Некоторые надписи якобы XVI века, кроме всего прочего, явно не соответствуют оставленному для них полю. Они слишком коротки для него. См., например, рис. 2.48, где надпись четко датирована 7076 годом, то есть 1568 годом. См. также рис. 2.49, рис. 2.50. Нам встретился и совсем уж откровенный случай переделки надписи: УЗОР НА ПЛИТЕ ВЫПОЛНЕН ПРЕКРАСНО, А НАДПИСЬ ПРОЦАРАПАНА ВКРИВЬ И ВКОСЬ, как будто простым гвоздем, рис. 2.51. Эта, вероятно, фальшивая надпись снабжена датой: «Зпи», то есть 7088 год от Адама или 1580 год. Похоже, что в XVII веке взяли старую надгробную плиту и нанесли не нее поддельную надпись с датировкой XVI века. То есть – якобы до-романовского времени.
В целом, вскрывается следующая странная картина.
Рис. 2.46. По-видимому, поддельная надпись на надгробной плите с вилообразным крестом. Сама плита, узор и крест выполнены профессиональным резчиком по камню.
Надпись же просто процарапана каким-то острым предметом. Чтобы изготовить такую надпись не надо быть мастером-резчиком. Ее может сделать любой желающий, с помощью обычного гвоздя. Лужецкий монастырь
Рис. 2.47. Скорее всего, поддельная надпись на надгробной плите с вилообразным крестом. Справа вверху процарапана дата якобы XVI века: «Зн..» или «Зп..», то есть 7050-е или 7080-е годы. Напомним, что для приведения старо-русских дат к современному летосчислению надо вычесть из них 5508, что в данном случае дает середину или конец XVI века. Хорошо видны грубо нацарапанные линейки, между которыми вписывались буквы. Впрочем, несмотря на линейки, буквы получились корявыми.